098 690 42 28 (пн-пт: з 9 до 18 г.)
З благословення Високопреосвященнішого митрополита
Олександрійського та Світловодського Боголепа
Анализ «богородичного зачала» в Послании апостола Павла к Филлипийцам
Послания апостола Павла занимает одну из самых значимых и наполненных событиями книг Нового Завета. Апостол переживая о жизни основанных им общин христиан, пишет им послания увещавая их стоять в вере или обращая внимание на жертвенный подвиг Христа и его Миссию.
Павел претерпевая гонения в городе Филлипийцев вместе с самими жителями удяляется с их города но гонения не прикратились. Еврейский народ притесняя жителей города с вопросом необходимости обрезания, привлек внимание апостола, который пишет Филлипийцам послание из Рима в котором желает дать слово поддержки и наставления.
Часть послания, которое читается сегодня в богослужении в память Богородицы не осталось без внимания святых отцов и учителей Церкви. Оно описывает уничижение Христа на земли.
Будучи уверен, что филиппийцы беспокоятся, услышав, что учитель их заключен в узы, он пишет им это послание, научая их, что узы его должны производить в них не беспокойство, но радость, так как они ради Христа. Советует им быть единодушными и смиренными духом. Обличает также тех из иудеев, которые под прикрытием христианства вредят учению, и называет их псами и злыми деятелями.
В послании, апостол свидетельствует не только о правой вере филиппийцев и об опасностях, которым и они подвергались из-за веры, но об их доброй благорасположенности к нуждающимся. Ради всего этого он показывает, как сильно любит и уважает их.
Именно этот фрагмент послания об уничижении и Миссианстве Христа, стал словом поддержки гонимым первым христианам.
Филипийцы, которые населяли город в Македонии, сам город был по словам евангелиста Луки римской колонией. В похвалу Филиппийцев сам апостол говорит много великого, называя их своим Венцом и много пострадавшими: «Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1,29).
Павел прибыл сюда в сопровождении Силы, Тимофея и Луки. Слушателями Павла здесь были, главным образом, язычники - иудеев в Филиппах было очень немного и из язычников главным образом составилась здесь церковь.
После удаления Павла и Силы, в Филиппах некоторое время провели Тимофей и Лука. Во второй раз Павел появился в Филиппах, когда он, после Пятидесятницы 57 года, отправился из Ефеса в Коринф.
Послание написано, таким образом, очевидно, во время первых римских уз Павла, из которых он был освобожден, и именно в конце двухлетнего пребывания Павла в Риме, как видно из того, что дело его во время написания послания клонилось уже к благоприятному для Апостола решению.
Затем он имеет намерение посетить после освобождения Филиппы, его мысль направлена именно на это путешествие, а в бытность его в Кесарии мысли его были заняты предстоящим ему путешествием в Рим.
К времени создания послания, были уже отправлены послания к Ефесянам, Колоссянам и Филимону, так что послание к Филиппийцам является последним из посланий Павла, которые он написал во время первых своих римских уз.
Писал же он к ним тогда, как был в узах, – потому и говорит: «Так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим» (Флп. 3.25).
Впрочем от этих уз он был освобожден, что и объяснил в послании к Тимофею, говоря: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня» (2 Тим. 4,16 - 17). И что тогда надеялся остаться в живых, это видно из слов его: «Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам» (Фил. 2:24)
Потом дает совет касательно единомыслия и смиренномудрия, внушая им, что это составляет величайшую их крепость, и что таким образом они удобно могут побеждать врагов. Для учителей ваших не то прискорбно, что они в узах, но то, что ученики не единодушны. Первое служит даже к распространению Евангелия, а последнее к расстройству.
Преподавая таким образом увещание к единодушию, и показав, что единодушие происходить от смиренномудрия, он затем сильно нападает на иудеев, которые под предлогом христианства всюду вредили учению, называет их псами и злыми делателями, и увещевает беречься их, показывает, к кому должно быть внимательными, много рассуждает о нравственных предметах, настраивает и ободряет их
Апостол, вспоминает с свойственным ему благоразумием и о присланном от них, – и таким образом много утешает их. Видно, что он пишет к ним с особенным почтением, и нигде не употребляет ничего укорительного, а это было знаком их добродетели, – то именно, что они подали учителю повод написать к ним все послание не в тоне порицания, а в тоне увещания. И как я в начале сказал, так и теперь повторю, что город этот проявил великую готовность к вере.
Следует отметить тот факт, что темничный страж от одного чуда тотчас прибегнул к Павлу, и крестился со всем домом своим. Совершившееся чудо видел он один, а пользу получил не один, но с женой и со всем домом. Да и сами начальники, бившие Павла, сделали это более вследствие общего смятения, нежели по злобе, как видно из того, что тотчас послали и отпустили его, и после испугались.
Он свидетельствует не только о вере их и опасностях, но и о благотворительности, когда говорит: «В начале благовествования … и раз и два присылали мне на нужду» (Фил. 4,15 - 16).
В послании апостол выражает свою великую к ним любовь. А что он весьма любил их, это ясно: «Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас» (Фил. 2,20). В стихе: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» по мнению блаженного Феофилакта -: «так и Павел, научая смиренномудрию, чтобы больше устыдить нас, приводит в пример Христа».
Апостол указывает о том, что он будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, что указывает на слово «равный" не говорится об одном лице, если равен, то кому нибудь равен. Таким образом, ясно, что речь идет о двух лицах.
Смирением называется то, что Он, равный и равномощный Богу добровольно сделался человеком. Итак, об этом довольно. Далее, посмотри, что говорит Павел: «не почитал хищением». Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Когда кто-нибудь похитит что-нибудь, боится отложить это, дабы не потерять не принадлежащее ему. А когда имеет что-нибудь от природы, легко пренебрегает этим, зная, что он не может сего лишиться, и если, казалось бы, отказывается от этого, то опять оное воспримет. Таким образом, апостол говорит, что Сын Божий не убоялся унизить Своего собственного достоинства, потому что Он имел его, то есть равенство с Богом Отцом, не чрез хищение, но признавал это достоинство принадлежащим Своей природе.
В 7 стихе указывает апостол о принятии Христом образа раба о чем говорит святитель Феофилакт, архиепископ Болгарський: «Где те, которые говорят, что Он сошел не добровольно, а исполняя повеление? Пусть знают те, что Он уничижил Себя, как Господь, как Самовластный. Говоря: «образ раба».
Этим самым апостол пристыжает Аполлинария, потому что принимающий образ или, иначе, природу раба, имеет и душу вполне разумную.
Святитель Иоанн Златоуст в своих творениех говорит о словах: «смирил Себя, быв послушним даже до смерти, и смерти крестной». Святитель говорит: «Снова говорит: «смирил Себя», дабы не подумали, что Он снизошел не добровольно. Но ариане говорят: вот, о Нем сказано: "послушен". Так что же, неразумные? Мы и друзьям своим повинуемся, и это нисколько не уменьшает нашего достоинства. Обрати внимание на усиление выражения: не только сделался рабом, но принял смерть, и еще более того, – позорную, то есть крестную смерть, проклятую, назначенную беззаконникам».
О превознесении имени Христова, говорится в 9 стихе. Когда Павел упомянул о плоти, то смело говорит о всем Его унижении, так как плоти это свойственно. Таким образом, и эти слова о плоти, не разделяя единого Христа. Какое же имя даровано человеческой природе единого Христа? Имя это – Сын, имя это – Бог; потому что Сей Человек есть Сын Божий, как и архангел сказал: «и рождаемое святое наречется Сыном Божиим».(Лк.1,35).
В 10 стихе указывается о том, что» дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних. В этих словах апостол указывает о том, что весь мир, ангелы, люди и демоны; или: и праведники, и грешники. Потому что и демоны познают, и непокорные подчинятся, не противоборствуя более истине, как они и прежде того времени говорили: «знаю Тебя, Кто Ты» (Лк.4,34).
В части об исповедании, а именно в 11 стихе говорится о том, чтобы все говорили, что Господь Иисус Христос есть Господь и Бог. В том заключается слава Отца, что Он имеет Такого Сына, Которому покоряется все. Так что, напротив, умаление Его составляет унижение Отца.
Обладая полной Божественностью и будучи в этом смысле равным Богу, Христос не считал нужным во что бы то ни стало удерживать это Свое достоинство при Себе: именно так, по-видимому, следует понимать фразу не почитал хищением быть равным Богу
Ефрем Сирин указывает о том, что самоуничижение Христа произошло не только в Его рождении, в воплощении, в результате которого Он стал Богочеловеком, но и в Его смерти. Ибо она была не только на редкость мучительной, но и позорной по своему характеру, эта крестная смерть Ею казнили тех, кто не являлись гражданами Рима и были наихудшими преступниками.
Результатом покорности Христа явилось превознесение Его Отцом, поставившим Его выше кого бы то ни было. Бог почтил и вознес Того, Кого люди унизили и отвергли.
Превознесение Христа и получение Им имени выше всякого имени явилось ответом на Его первосвященническую молитву. Христос воскрес, вознесся на небо и был прославлен, сев по правую руку от Отца, в этом и выразилось Его превознесение. Что же касается высшего «имени» Его, то под ним не просто "титул" понимается; в этом термине передано превосходство Личности Христа в целом и занимаемого Им почетного положения.
По причине превознесения Христа и получения Им славного «имени»перед Ним однажды преклонится всякое колено - в знак признания Его Тем, Кем Он является на самом деле.
Всеобъемлющность власти Христа над вселенной выражена в тройственном образе: преклонится перед Ним «всякое колено» небесных, земных и преисподних. То есть не останется ни одного разумного существа, будь-то ангелы и святые на небесах, люди, живущие на земле, или сатана, демоны его и не спасенные души в аду, которым не пришлось бы сделать это. Все они преклонятся перед Христом или добровольно, или по принуждению.
Послания апостола Павла к общине христиан вошедшее в канон Священного Писания как послание к Филлипийцам, стало одним из первых образов раскрытия служения Христа на земле.
Словами о сущности Христа был выражен самый ранний символ христианской веры, подразумевающий, что Христос есть Бог. А «превознесенное» положение Спасителя в настоящем и признание вселенной Его Божества в будущем - служит в славу Бога Отца.
Послание апостола раскрывает Мессию Христа как принявшего плоть человека не унижая себя, а чтобы принести себя в жертву за человека. Этот фрагмент Священного Писания прочитывается за богослужениями посвященным Богородице, как той, что привела Христа на землю и дала возможность принять « подобие раба», который спас человечество от греха и смерти. Одной из основных целей создания послание, стали притеснения Филлипийцев от иудеев.
Подготовил настоятель
Спасо – Преображенского храма, смт. Пантаевка
Свящ. Вадим Безрядин
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, изд. КПЛ., 2010, 1820с.
1. Аверкий ( Таушев),Четвероевангелие. Апостол, К., 2010.
2. Ефрем Сирин, прп., Толкования Священного Писания, СПб., 1995.
3. Иоанн Златоуст,свт.Творения, Т.1, М., 1993.
4. Кассиан (Безобразов),еп. Христос и первое христианское поколение, М., 1997.
6. Лопухин А.П. Толковая Библия Священного Писания Ветхого и Нового Завета, М., 2003.
7. Феофилакт Болгарский, архиеп., Толкования на послания апостола Павла, М., 2010.
Подпишитесь на нас в Telegram